Все о воздушном транспорте

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ОКБ А.Н. Туполева

Знаменитое советско-российское авиаконструкторское объединение с датой основания – 22 октября 1922 года

О производителе ОКБ А.Н. Туполева

Конструкторское бюро «Туполев» – знаменитое советско-российское авиаконструкторское объединение с датой основания – 22 октября 1922 года.

За почти сто лет его инженерами было создано свыше трехсот проектов разного рода крылатых машин и других механизированных средств передвижения. Из них почти треть воплощены в реальность, пятьдесят ушло в производство, собрано более восемнадцати тысяч машин. Самолетам Ту принадлежит почти триста различных мировых достижений.

ПАО «Туполев», в которое входит КБ, осуществляет разработки, выпуск и обслуживание авиатехники.

Начало пути Туполева

В начале ХХ века в Москве читает лекции по воздухоплаванию Н.Е. Жуковский. Среди его студентов — А.Н. Туполев. Тогда же появилась идея тематического общества. В 1918 году Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) во главе с Жуковским начал работу.

Сначала ЦАГИ разрабатывает аэросани для военных. Опыт пригодился для разработки гидросамолетов из металла, но сначала в 1921 году собран ГАНТ-1 из дерева и только затем металлический ГАНТ-2.

В 1923 году взлетел спортивный АНТ-1, затем АНТ-3 (Р-3). Последний собран в количестве примерно ста единиц. Машина разгонялась до 205 км/ч, на борту было три пулемета и до десяти бомб по десять килограммов. Эта модель открыла миру советское самолетостроение и самого А.Н. Туполева.

Туполев

Позднее по оригинальной конструкции был создан бомбардировщик АНТ-4 с двумя моторами и особым профилем крыла. Это решение через несколько лет станет основным для тяжелой авиации всего мира.

В 1927 году появился истребитель АНТ-5 (И-4), было собрано 371 единица. Машина могла достигать 231 км/ч при потолке в семь километров и расстоянии полета 840 км.

Начало производства пассажирских самолетов Туполевым

Первой пассажирской машиной Туполева стал АНТ-9 с тремя моторами (1929 год). Это судно высоко оценили за рубежом.

В 1932-м праздновался юбилей творческой работы М. Горького. Журналист М. Кольцов предложил по этому случаю собрать гигантский самолет. АНТ-20 взлетел в 1934 году. Это была машина с восемью моторами и взлетным весом в 42 тонны. На борту был телефон и электростанция. Впервые на самолете применили переменный, а не постоянный электрический ток. Пассажиры могли разместиться даже в крыле этой огромной машины. После катастрофы АНТ-20 был собран улучшенный вариант.

АНТ-20 Туполев

Арест Андрея Николаевича Туполева

В 1937 году А.Н. Туполев арестован. Несколько лет он трудится в застенках НКВД. В этих условиях создается пикирующий бомбардировщик Ту-2 (1941 год, собрано две с половиной тысячи машин различных версий) и закладываются основы будущих свершений в сфере тяжелого реактивного авиастроения. В 1947 году взлетел Ту-4, копия B-29 (США).

В 1951-м начинаются работы в КБ Туполев над сверхдальним турбовинтовым бомбардировщиком Ту-95. Опытный образец взлетел уже в 1952 году. Ту-95 — самый быстрый самолет с пропеллерными моторами. На его основе построен пассажирский Ту-114, а в 70-х Ту-95МС.

Реактивный бомбардировщик Ту-16 оторвался от полосы в 1952 году. Собрано более полутора тысяч единиц.

Ту-104 впервые поднялся в 1955 году. Ту-114 взлетел в 1957 году. Он мог взять на борт до 220 человек. Эта машина получила широкое международное признание.

В конце 1950-х КБ начинает работать над беспилотными аппаратами — ракетами, ракетопланом.

На Ту-124 впервые для пассажирских машин использовались двухконтурные турбореактивные моторы. Он мог перевозить до 56 человек на расстояние до 2100 км. Следующим шагом был Ту-134, ставший наиболее массовым воздушным судном для отечественных пассажирских авиаперевозок. В 1964 году появился сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб».

Знаменитый Ту-154

Среднемагистральный Ту-154 впервые для КБ Туполева создавался без всякой опоры на военный прототип. Он поднялся в небо в 1968 году и в итоге стал наиболее массовым отечественным реактивным самолетом.

Ту-154 Туполев

Работы над первым в истории сверхзвуковым пассажирским воздушным судном Ту-144, конкурентом Конкорда, начались в 1963 году. В конце 1968-го он впервые взлетел. Машина управлялась экипажем из трех человек и вмещала 140 пассажиров. Из-за технических сложностей и высоких затрат самолет был снят с пассажирских рейсов и использовался потом только для перевозки грузов, а также в научных целях.

Создание стратегического ракетоносца Ту-160 стало новым шагом для всего отечественного самолетостроения. Впервые он взлетел в 1981 году. Сегодня в российской армии шестнадцать таких машин.

В 1982-м в КБ Туполев принято решение о создании среднемагистрального Ту-204 в качестве замены Ту-154. Эта машина с современной цифровой авионикой поднялась в воздух в 1989 году.

ОКБ Туполева в 1990-е годы

В 1990-е предприятие испытывало сложные времена, пережило ряд преобразований, продажу имущества, сокращения. Но при этом удалось наладить выпуск Ту-204-100, разработать версии Ту-204С, 120 и 120С. Тогда же начались испытания Ту-334.

К концу 2000-х организован выпуск спецмашин на базе Ту-204/214. Среди них Ту-214СР для летного отряда «Россия» Управления делами Президента, а также Ту-214ПУ (пункт управления). Всего здесь восемнадцать таких машин различного назначения.