Цессна на Красной площади - «проверка» советской авиации и ПВО, повлекшая масштабные кадровые реформы.
- 4 февр. 2021 г.
Без малого 34 года назад 28 мая в мире авиации произошел беспрецедентный случай — на Красной площади (той, что в Москве) приземлился самолет Цессна, которым управлял пилот-немец Матиас Руст. До сих пор не утихают споры о том, каким образом ему удалось обойти систему ПВО СССР.
В то далекое майское утро Цессна 172Р взлетел с аэродрома близ г.Хельсинки. За сутки до взлета, самолет прибыл из г.Гамбург. Полетный маршрут был запланирован с конечным пунктом приземления в г.Стокгольм. Руст, видимо, никого не собирался предупреждать о приземлении Цессны на Красной площади, не говоря уже о получении разрешения на такой акт от начальства советской авиации.
Тактика полета самолета иностранной авиации Цессна, позволившая приземлиться на Красной площади
Тактика полета немецкого пилота, позволившая его Цессна оказаться на Красной площади, не имела аналогов в истории авиации. Надо отдать должное, Руст проявил смекалку и обошел систему советской ПВО, благодаря чему популярность Цессна и интерес к ней только возрос.
Последовательность его действий была следующей. Взлетев, пилот авиации отчитался перед наземными службами и выключил радиостанцию. Развернув судно по направлению к Финскому заливу, он снизил высоту до 80-100 метров. По его расчетам, такая высота вывела бы его из-под радаров, позволив не раскрыть свое направление раньше времени. Придерживаясь этой высоты, Матиас полетел в Москву, задумав посадить свою Цессна на Красной площади.
Действия наземных служб авиации, «сопровождавших» Цессна на Красную площадь
Руст приземлился в 18 часов 55 минут. Три попытки пилота иностранной авиации приземлить свою Цессна на Красной площади не принесли результата. Из-за большого скопления людей на Красной площади, Матиас не решился на посадку Цессны.
А вот добиралась Цессна на Красную площадь больше четырех часов полета над советской территорией. Нарушение границ было отмечено службами авиации и ПВО в 14 часов 28 минут. Лишь в 14 часов 45 минут о нарушении государственных границ узнало высшее командование. Это промедление длиной в 16 минут вызвало цепочку событий, позволивших пилоту иностранной авиации посадить свою Цессна на Красную площадь в День пограничных войск СССР.
16 минут для «прорыва» Цессна на Красную площадь
- 14.28 - самолет засекли.
- 14.29 - принято решение об объявлении готовности No1, нарушитель пронумерован (8255), о докладе вышестоящему руководству.
- 14.30 - ухудшение погоды заставило Руста резко снизиться.
- 14.31 - отображение нарушителя на экранах дежурных КП.
- 14.33 - дежурный Филатов привел в готовность истребители, запросив взлет.
- 14.45 - доложено высшему руководству.
Именно эти 16 минут стали роковыми в истории советской авиации и ПВО и привели к посадке Цессна на Красную площадь.
Роковой День пограничника СССР
Далее началась череда событий сыгравших с советскими службами злую игру. Эти события и позволили пилоту иностранной авиации посадить свою Цессна на Красной площади.
15.28 - истребителям разрешили взлет, дали указание опознать нарушителя и перекрыть границу. В первый заход цель не нашли. Во второй — заметили на низкой высоте и опознали как легкомоторное судно типа ЯК-12. Третьей возможностью опознать цель никто не воспользовался. Возможно, опознав иностранный самолет, командование советской авиации не допустило бы посадку Цессна на Красной площади.
Следующие попытки обнаружить нарушителя оказались безуспешными по причине переключения системы ПВО на его «тени» от метеорологических образований. И так на протяжении всего оставшегося полета службы авиации принимали самолет Руста то за «своего», то путали со стаей птиц, то засекали его отражения. Видимо чем дальше Руст летел, тем меньше было ожидание командования советской авиации возможности для нарушителей пробиться так далеко вглубь страны, и тем выше становились шансы самолета иностранной авиации Цессна приземлиться на Красной площади.
Самолет иностранной авиации Цессна на Красной площади — последствия
Сам факт того, что на Красной площади приземлился самолет иностранной авиации, пилот которого высадившись стал раздавать автографы, не мог пройти без последствий. Руст был отдан под суд, где его приговорили к реальному сроку отбывания наказания на 4 года. Правда, через год он вышел на свободу.
Спустя годы, аналитики разобрали ошибки советской авиации, позволившие Цессна оказаться на Красной площади. Жаль только, что для большой части командования советской авиации это события ознаменовало окончание карьеры. Разумеется, виновные в приземлении Цессна на Красной площади нашлись сразу. Вынужденно ушли со своих постов 3 маршала и 300 генералов и офицеров авиации. И все это из-за Цессны на Красной площади.