Boeing 747-100
Максимальная скорость до 955 км/ч,
Преодолеваемое расстояние 8 700 км
Максимальная высота 13 700 м.
Производитель: The Boeing Company
Летные характеристики
Экипаж | 3 чел. |
Число мест максимально | 490 чел. |
Максимальная дальность полёта | 8700 км. |
Крейсерская скорость | 895 км/ч. |
Максимальная скорость | 955 км/ч. |
Максимальная взлетная масса | 333400 кг. |
Максимальная высота полета | 13700 м |
Размеры
Размах крыльев (м): | 59,64 |
Длина (м): | 70,6 |
Высота (м): | 19,3 |
Воздушному судну компании Boeing принадлежит рекорд дальности полета без посадки – более 18 тысяч километров за 20 часов по маршруту Лондон – Сидней. Это достижение было зафиксировано в августе 1989 года, а главным «героем» события стал Boeing 747.
Предпосылки появления Boeing 747-100
Начавшийся в 1960-х взрывной рост авиационных перевозок с темпами по 15% в год привел к тому, что разработчики и перевозчики задумались над созданием машины с максимально большей вместимостью. В 70-х трафик вырос в 3 раза, но обслуживать его по-прежнему были вынуждены небольшие самолеты.
В этих условиях Boeing предпринимает попытки переоборудовать свои лайнеры под большее количество пассажиров – довести вместимость хотя бы до 270. Не дремлют и конкуренты – удлиненный DC-8 мог взять на борт 260 человек.
Boeing принимает решение о создании нового судна, отвечающего запросам рынка. И хотя необходимость разработки гигантской машины все же вызывает сомнения в руководстве компании, но уже летом 1965-го появляются первые наброски 747-го в вариантах 3, 4, 5 (отличались размерами).
Конструкторские особенности 747-100
В них планировалось использовать фюзеляж с двумя палубами, традиционное хвостовое оперение и четыре мотора на крыле. 747-4 вмещал 311 пассажиров, 5-ка – 433. При этом такая компоновка несла риски для пассажиров нижних салонов в случае посадки на «брюхо» или на воду. В итоге двухпалубная конструкция все же была принята за основу, в отличие от варианта простого механического удлинения, поскольку позволяла добиться большего увеличения вместимости.
Появление первых модификаций, 747-136, 137
Осенью 1965 года были представлены Boeing-747-136 (295 пассажиров) и 137 (435 мест). Эти машины были настолько высокими (18 и 21 метр соответственно), что не могли поместиться ни в одном ангаре. Руководство компании было в гневе – «летающие индюки» раздражали, но в начале 1966 года из дерева все же был собран первый макет 747-137.
Летные характеристики Boeing 747-100
Дальнейшее развитие проекта привело к тому, что машину удлинили еще на 2 с половиной метра, что позволило довести вместимость до 500 пассажиров; нос округлили, кабину подвинули, значительно изменили крыло. В результате расчетный взлетный вес Boeing 747-100 длиной более 63 метров и высотой порядка 20 составлял 308 с половиной тонн (190 приходилось на горючее), а размах крыла достигал почти 60 метров (площадь – более 511 кв. метров). В крейсерском режиме машина должна была развивать скорость до 1000 км/ч и летать на расстояние до 9 600 км при потолке почти 14 км.
В конечном итоге Boeing 747-100 имел длину более 70 метров, предельную взлетную массу более 333 тонн (брал на борт 366 пассажиров в 3 классах, 452 – в 2-х, максимально 490 или 76,8 тонны полезного груза). Экипаж из трех человек разгонял машину до 955 км/ч, она могла преодолеть 8 700 км на высотах более 13,7 км.
Выпуск первых экземпляров Boeing 747
Модель 747-100 сразу же вызвала интерес со стороны потенциальных заказчиков – был подписан контракт на 25 единиц. Первый экземпляр намечалось построить осенью 1969-го, но оказалось, что такой самолет просто негде собирать – нужен был новый завод. Он появился в городе Эверетт и оказался самым большим в мире.
Все это время проект дорабатывали – совершенствовали крыло, большое внимание уделили безопасности – приняли меры для повышения устойчивости судна, повысили надежность шасси. Команда проекта при этом выросла с 500 до 6 000 специалистов. Между тем, портфель заказов также вырос – до 35, в том числе за счет европейских перевозчиков.
Но вместе с доработками машины рос и ее вес – он увеличился с 308 до 322 тонн. С этим боролись с помощью использования титана везде, где только можно, дополнительно облегчили крыло и силовую установку. В 1968 году самолет предстал в окончательном виде, его стали готовить к первому полету.
Но снова возникли неприятности – в определенных условиях нестабильно работали моторы. После изучения проблемы зимой 1969-го Boeing-747 все же впервые поднялся в воздух. Испытания прошли успешно – машина вела себя предсказуемо, хорошо управлялась, моторы не сбоили.
Boeing 747-100 в Ле-Бурже
Широкой публике и экспертному сообществу гигант впервые был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже, где вызвал небывалый ажиотаж. Все сходились на том, что 747-й при своих огромных размерах был удивительно прост и надежен в пилотировании, хотя при передвижении по земле от пилотов требовалась особая внимательность.
Испытания также показали, что лайнер Boeing 747-100 прекрасно выдерживает нагрузки. Ряд происшествий позволил сделать выводы и об эффективности средств спасения пассажиров, которые использовались на судне. Boeing 747 потерпел несколько серьезных катастроф, например, в 1980 году в Сеуле.
Модель 747-100 имеет несколько вариантов:
- 747-100 – основная серийная версия;
- 100 с литерой В – улучшенная модификация с обновленным крылом и большей взлетной массой;
- 100М – грузопассажирский;
- 747SR – для коротких маршрутов с вместимостью до 537 человек;
- 747SCA создан по заказу NASA для перемещения шаттла.
The Boeing Company