Boeing 737-300
Самолет развивал скорость до 945 км/ч, могло перемещаться на расстояние более 4 600 км на высотах свыше 10 километров.
Производитель: The Boeing Company
Летные характеристики
Экипаж | 2 чел. |
Число мест максимально | 150 чел. |
Максимальная дальность полёта | 4650 км. |
Крейсерская скорость | 910 км/ч. |
Максимальная скорость | 950 км/ч. |
Максимальная взлетная масса | 63000 кг. |
Максимальная высота полета | 10200 м |
Грузоподъемность | 16400 кг. |
Размеры
Размах крыльев (м): | 28,88 |
Длина (м): | 33,4 |
Высота (м): | 11,13 |
Причины появления 737-300
В 1988 году после нескольких лет эксплуатации в результате морального старения и потери конкурентных преимуществ компания Boeing отказалась от производства модели 737-200. Из-за недостатков самолета – плохой топливной эффективности, шумности, дорогого обслуживания – от нее постепенно отказывались эксплуатанты, которым за время серийного выпуска было передано в общей сложности более 1100 экземпляров этой модификации.
В таких условиях производитель сделал ставку на следующее поколение самолетов семейства 737-300-й серии. Эти машины в различных версиях покорили рынок в 1980-х – 1990-х годах.
Борьба за уменьшение расхода топлива
Убеждение, сложившееся у инженеров фирмы в конце 70-х, что именно топливная эффективность и уровень шумности воздушного судна на ближайшее время станут ключевыми препятствиями для развития гражданской авиации и при этом залогом успеха на рынке, привело к поиску решений в этом конкретном направлении. Выход виделся в использовании новых турбовентиляторных моторов.
Такие агрегаты ранее повсеместно устанавливали на широкофюзеляжные лайнеры, поэтому даже самые «слабые» из них не подходили для меньших машин типа Boeing 737-300. В связи с этим был разработан первый небольшой турбовентиляторный мотор, положивший начало семейству силовых установок с тягой 90-100 кН.
Новый двигатель для Boeing 737-300
Летом 1974 года его начали испытывать, в результате удалось получить даже лучшие, чем было заявлено изначально, показатели экономичности и шумности. С конца 70-х агрегат поступает заказчикам – сначала нескольким перевозчикам для модернизации машин DC-8-60, которые после замены двигателей получили маркировку следующего «уровня» – DC-8-70. В итоге положительный опыт использования нового мотора подтолкнул Boeing к началу в 1980-х активных разработок очередной разновидности самолетов 737 серии, а именно 300-ой.
Boeing 737-300 был похож на младшего собрата 737-200 приблизительно на 70%. Здесь, например, применили фактически одно крыло (с незначительными изменениями и чуть большими размерами – почти 29 метров, площадь – более 105 кв. метров). Но все же внешний наблюдатель мог легко отличить эти машины по размерам – 300-й стал длиннее на 2,64 метра (общая длина составила 33,4 метра). Это было нужно для повышения вместимости и увеличения багажных отделений (предельная взлетная масса достигла почти 63 тонн, лайнер мог взять на борт от 130 до 149 пассажиров в зависимости от размещения по классам или свыше 16 тонн груза).
Конструктивные проблемы перед выпуском 300-ой модификации
Большая подготовительная работа позволила Boeing уже весной 1981 года объявить о будущем серийном выпуске новых самолетов, которые будут максимально удовлетворять тенденциям рынка и запросам заказчиков. Первые испытания нового мотора на судах Boeing в 1982-83 годах прошли достаточно успешно, но на предсерийном образце 737-300 были выявлены некоторые проблемы конструктивного характера.
Мотор все равно оказался слишком большим для такой машины – между его нижней кромкой и землей было мало места, чтобы обеспечить достаточный уровень безопасности.
Решение нашлось в изменении компоновки двигателя – вспомогательные части попросту убрали набок, поэтому гондолы 737-300 получили узнаваемую форму несколько сплющенного сверху овала. Это позволило «спасти» от глубоких изменений крыло и шасси.
Первый взлет Boeing 737-300 с новым оборудованием
В первый раз 737-300 с новым мотором взлетел зимой 1984 года, осенью была закончена сертификация, а затем первые заказчики из Техаса получили новые машины.
Судно развивало скорость до 945 км/ч, могло перемещаться на расстояние более 4 600 км на высотах свыше 10 километров. К весне 1990-го портфель заказов составлял уже более 940 таких лайнеров.
Некоторое время Boeing старался совмещать продвижение и продажи 200-х и 300-х машин, хотя это требовало немало сил и ресурсов. При этом конкуренты, например, фирма Douglas со своим MD-80, отстали от Boeing, что позволило модели 737-300 уверенно покорить мировой рынок.
Экипаж из двух пилотов в комфортных условиях управлял судном с помощью современного цифрового оборудования, включавшего компьютер, автопилот, навигационные и другие системы. Практическое воплощение в 737-200 также нашла полезная новинка от Boeing – система определения сдвига ветра. Обязательный элемент машины – автомат тяги.
737-300 стал первенцем в линейке 737 Classic и послужил основой для серии популярных воздушных судов с индексом 737 (от 400 до 800). Кроме новых моторов (2 по 9 970 кгс), модель получила большой процент композита в конструкции, существенно обновилась авионика, которая позволяет садиться в автоматическом режиме даже в сложных погодных условиях. Это бортовое оборудование затем использовалось производителем и на следующих версиях машин семейства 737.
Широкая востребованность модели 737-300 выразилась в «говорящих» цифрах – 3 000 продаж по всему миру.
The Boeing Company